Администрация Варгашинского района

Новости

НА ИСХОДЕ 1939-ГО: МОСТОВСКОЙ ТРИПТИХ

      В ходе историко-краеведческого поиска чаще всего приходится обращаться к архивным документам. Без них невозможно воссоздать события времен минувших и выявить их участников. И часто так случается, что в процессе изысканий по вполне определенной теме обнаруживаешь неожиданно сведения совсем о других, но не менее примечательных событиях и фактах былых эпох. Не в праве краеведу оставить их без внимания, пренебречь, вот и копятся они до поры. И наконец наступает пора, когда из накопленной массы сведений можно сделать выборку, но не случайную, а связанную какой-то общей нитью. В настоящей публикации такой объединяющей нитью стали время и место. Время – 1939-й год, место – Мостовской район сначала Челябинской, потом Курганской области. Он возник в полосу очередной административно-территориальной перекройки и был упразднен волной реформ Н. С. Хрущева.

 

Большая часть бывшего Мостовского района входит в состав современного Варгашинского района. Следовательно, история Мостовского района – это одновременно и история Варгашинского района.

         Думается, такое предисловие было нелишним, прежде чем прямо приступить к рассказу в виде своеобразного триптиха о Мостовском районе.


Кузница кадров

         В довоенное время большинство зауральского населения проживало в сельской местности и трудилось в отраслях сельского хозяйства. Центрами районов чаще являлись не города и поселки, а села. При меньшей площади тогдашних районов плотность их населения была выше нынешней. Так, согласно Всесоюзной переписи 1926 г., в Марайском районе численность жителей составляла 33147 человек.

         После коллективизации появилось множество колхозов. Их техническое обслуживание осуществлялось через машинно-тракторные станции (МТС). Налаживание правильной работы в колхозах было невозможно без грамотных специалистов в земледелии, животноводстве, бухгалтерском учете. Наряду с механизаторами в большом числе требовались заведующие фермами, ветеринарные фельдшеры, агротехники, полеводы, счетоводы. Находившиеся в городах учебные заведения не в состоянии были полностью справиться с задачей подготовки сельскохозяйственных кадров. К тому же города эти располагались от многих сел и деревень на приличном расстоянии. Отсутствие хороших путей сообщения и неразвитость пассажирского автотранспорта затрудняло поездки сельчан в города. А именно из числа уже работающих в колхозах лиц предполагалось в первую очередь привлекать к обучению самым массовым специальностям, потребность в которых испытывали те же колхозы. Поэтому было принято такое решение: устраивать обучение в пределах одного района, открыв в его центре учебное заведение для подготовки кадров данному району. Таким образом, из профессиональных учебных заведений сельскохозяйственного направления к середине 1930-х гг. наибольшее распространение получили районные колхозные школы.

         Действовала такая школа и в Мостовском районе. Точно неизвестно, когда она была организована. Ведь и сам Мостовской район образовался в январе 1935 г. Территория и состав этого района сначала несколько отличались от былого Марайского района, но после некоторых изменений они практически восстановились в прежних границах. Видимо, уже с первых шагов в своей деятельности перед вновь образовавшимися партийными и советскими  властями района встал вопрос об открытии районной колхозной школы.

         На исходе 1939 г. Мостовской райисполком занимался планированием работы  этой школы на 1940 г. Сохранившийся проект постановления от 29 декабря 1939 г. дает представление о подготовительных действиях перед началом нового учебного процесса. В свою очередь, собственный проект постановления райисполкомом разрабатывался в развитие постановления местного партийного органа – Мостовского районного комитета ВКП (б) от 8 декабря 1939 г.

         Путем обучения в районной колхозной школе (РКШ) намечалось подготовить в 1940 г. по 25 ветфельдшеров, заведующих фермами, агротехников и 30 колхозных счетоводов, всего 105 человек. Даже беря во внимание тот факт, что в 1930-ые гг. преобладали небольшие колхозы, отчего число их в одном районе доходило до нескольких десятков, при таком плане набора вполне можно было подготовить специалистов для каждого колхоза.

         Заведующему районным земельным отделом (райзо) Швандыреву и директору Мостовской РКШ Петухову предстояло командировать из штата своих учреждений работников «в колхозы для заключения договоров и подбора людей на курсы», т. е. для учебы в РКШ. При этом следовало «работу по заключению договоров закончить к 15 января 1940 г. и с 15 января 1940 г. начать развернутое занятие».

         Председатели сельсоветов и колхозов обязаны были «оказывать полное содействие товарищам по заключению договоров и подбору людей. Люди должны быть немедленно подобраны из числа лучших ударников колхозов и направлены к указанному сроку по договорам». На тех же председателей возлагалась ответственность за своевременную отправку всех зачисленных в РКШ лиц.

         По какой-то, очевидно, веской причине в 1940 г. местоположение Мостовской РКШ должно было смениться. Из райцентра планировалось «перевести РКШ в поселок Урал и разместить в начальной школе», для чего в северном крыле этой школы следовало « освободить учительскую, спортзал и комнату библиотеки». Райисполком обязывал заведующего местным хозяйством С. М. Бородавкина обеспечить стройматериалами и заняться переустройством в Уральской школе согласно подготовленному чертежу. Все работы надо было закончить к дате начала учебы –  к 10 января 1940 г.

         Именно к зимним месяцам приурочивался основной срок обучения в РКШ, так как в эту пору трудовая занятость в колхозах была наименьшей. Следовательно, высвобождалось больше кандидатов для обучения. Вообще же курс обучения в РКШ не превышал полугодия. Наряду со специальными знаниями по определенной профессии в РКШ стремились повысить также и общеобразовательный уровень учащихся. Ведь в колхозные школы зачислялись люди с разным образовательным багажом. Поэтому многих из них элементарно требовалось «подтягивать» по русскому языку и математике.

         Можно предположить, что в тяжелые военные годы Мостовская РКШ была вынуждена сократить число обучающихся лиц и даже совсем прекратить свою деятельность. В послевоенное время потребность в профессиональных сельскохозяйственных кадрах призваны были обеспечить уже не районные колхозные школы, а другие типы учебных заведений с более основательной и углубленной подготовкой. В селе Мостовском открылось училище механизации сельского хозяйства, где велась подготовка механизаторских кадров, сварщиков и электриков отнюдь не для одного района. И хотя в нынешнем Варгашинском профессиональном техникуме профиль обучения под натиском перемен существенно изменился, все же его истоки восходят именно к Мостовскому училищу, перебазированному впоследствии в Варгаши.

Премии за ударный труд

         Если с размещением РКШ возникла проблема, и ее пришлось перевести из райцентра, то положение со средней общеобразовательной школой в селе Марайском, наоборот, должно было вызывать чувства облегчения, удовлетворения и даже радости. Почему так? Да просто по той причине, что все заботы и хлопоты по постройке здания этой школы остались к началу ноября 1939 г. позади. Районная власть по данному поводу решила отметить и поощрить тех людей, кто внес большой вклад и вложил труд в строительство школы, а также в благоустройство райцентра.

         6 ноября 1939 г. президиум Мостовского райисполкома вынес постановление. Первый пункт оного гласил: «В связи с тем, что строительство средней школы закончено и стоимость строительства укладывается в сметные расценки, а также большая работа проделана по благоустройству районного центра, премировать инспектора коммунального хозяйства райисполкома тов. Бородавкина [Сергея Моисеевича] деньгами в сумме 500 рублей, техника строительства тов. Мергенева 400 руб., бухгалтера тов. Вяткина [Петра Ивановича] 300 руб. За активную помощь в строительстве премировать в 200 руб. председателя Дмитриевского сельсовета тов. Карпова».

         Но не следует думать, что премирование коснулось только служащих, руководящего персонала, ответственного за стройку, а про рядовых тружеников забыли. Еще 4 ноября был заготовлен приказ по коммунальному хозяйству. Вторым пунктом постановления как раз этот приказ «о премировании 13 человек рабочих-стахановцев за строительство школы» утверждался. При этом одна часть выделенных премиальных средств (1400 руб.) была отнесена «за счет отчислений в коммунальное хозяйство», т. е. по статье расходов на это хозяйство, а вторая часть (1550 руб.) – «за счет школьного строительства, т.е. отнесена к затратам на строительство. Эти деньги и предназначались рабочим-ударникам («стахановцам»). А вручить премии решено было в один день с изданием постановления, а именно на торжественном заседании 6 ноября 1939 г. Этот день, как известно, являлся кануном государственного праздника – очередной годовщины Октябрьской революции, отмечавшемся по новому стилю 7 ноября.

         Бревенчатое двухэтажное здание Мостовской школы, послужив делу народного образования, более не существует. Отойдя в историю, запечатлелось оно лишь на старых фотоснимках.

Николай  Толстых